Дорожные водопропускные трубы: железобетон или оцинкованная сталь?

Водопропускные трубы традиционно применяются в дорожном строительстве в тех случаях, когда дорожное полотно (или железнодорожная насыпь) пересекает ручей, небольшую реку или заболоченную местность. Такая труба в среднем встречается через каждые 1–1,5 км отечественной трассы. Водопропускное сооружение также может иметь форму арки, прямоугольника, эллипса в зависимости от условий рельефа, типа грунта и интенсивности водного потока. В последние годы трубы встраиваются в насыпь и с другой целью – в качестве экодуков, чтобы дикие животные могли безопасно пересекать автотрассу или железнодорожные пути.

Виды дорожных водопропускных труб

Дорожные водопропускные трубы железобетон или оцинкованная сталь
Дорожные водопропускные трубы железобетон или оцинкованная сталь

В большинстве случаев трубы дорожные водопропускные изготавливаются из железобетона. Но у этого решения есть иного минусов: после определенного срока эксплуатации бетонная труба деформируется из-за подвижек грунта, сезонных перепадов температур, механических нагрузок, блуждающих токов и т.д. В некоторых случаях для ремонта требуется вскрытие дорожного полотна и разборка насыпи с последующей заменой трубы, что весьма затратно (и далеко не всегда возможно технически).

В наши дни все большую популярность приобретают спиральновитые гофрированные металлические трубы из оцинкованной стали с полимерным или полимерно-битумным покрытием. Такие изделия обладают большей прочностью, чем железобетонные трубы тех же размеров, а малый вес и упругость позволяют применять их на грунтах с низкой несущей способностью. Устанавливать их проще и намного дешевле, чем железобетонные изделия: не требуется привлекать тяжелую технику, объем земляных работ существенно меньше, а трудозатраты ниже.

Технические характеристики спиральновитых водопропускных труб

Сравнение спиральновитых металлических водопропускных труб с бетонными

Сравнение спиральновитых металлических водопропускных труб
Сравнение спиральновитых металлических водопропускных труб

Железобетонная труба состоит, как правило, из нескольких звеньев: цельная труба необходимой длины слишком тяжела для транспортировки и монтажа. С помощью тяжелой строительной техники звенья вплотную укладывают на гравийно-песчаную «подушку» в заранее подготовленный котлован, после чего засыпают котлован и продолжают возведение насыпи. В результате усадки грунта и последующих нагрузок звенья трубы часто смещаются друг относительно друга. При серьезных повреждениях требуется частичная или полная замена трубы с остановкой движения на данном участке и с соответствующим объемом земляных работ.

Спиральновитые дорожные водопропускные трубы из оцинкованной стали могут быть длиной свыше 10 метров и диаметром более 3 метров, при этом их легко доставить на место с помощью стандартного грузового транспорта. При малом весе они отлично противостоят механическим нагрузкам благодаря гофрированной поверхности и замковому шву, который по спирали опоясывает всю трубу. Естественные подвижки грунта не приводят к критической деформации таких труб. Диапазон условий, в которых можно использовать спиральновитые гофрированные трубы, значительно шире, чем у железобетонных изделий. Крайний Север, вечная мерзлота, заболоченные и плывущие грунты – гофротрубы отлично зарекомендовали себя везде. Даже при существенных деформациях они продолжают выполнять свою функцию, а при серьезном повреждении насыпи (например, при оползне) провести демонтаж и замену такой трубы несравнимо легче, чем в случае с традиционной железобетонной водопропускной трубой. Также у металлических изделий со специальным полимерным покрытием очень высока устойчивость к коррозии, в том числе под воздействием блуждающих токов.

Задать вопрос про водопропускные трубы

Вторая жизнь водопропускных труб

Вторая жизнь водопропускных труб
Вторая жизнь водопропускных труб

Дорожные водопропускные спиральновитые металлические трубы нашли еще одно ценное применение: они позволяют ремонтировать аварийные бетонные трубы без разборки полотна и даже без остановки движения. В старую водопропускную трубу вставляют спиральновитую гофрированную чуть меньшего диаметра, а промежуток между трубами заполняют бетоном, предварительно закрыв торцы деревянной опалубкой. Благодаря простоте и дешевизне метода гильзования (так он называется) сотни труб по всей России уже получили вторую жизнь и прослужат еще не один десяток лет.

Аналогичным образом можно ремонтировать подземные переходы, небольшие путепроводы, скотопрогоны, экодуки. Российские производители предлагают спиральновитые трубы разного сечения, а также арочные элементы. Впрочем, пропускными сооружениями ассортимент изделий из гофрированной стали не ограничен: остановочные комплексы, ангары, бункеры, технические кожухи, подземные и наземные емкости различного назначения – все это уже можно увидеть в разных регионах России. Отличные эксплуатационные характеристики всех этих изделий делают их более предпочтительными по сравнению с традиционными железобетонными, особенно в неблагоприятных климатических условиях, где бетон быстро разрушается.

Главные преимущества изделий из спиральновитых гофрированных труб

  • Главные преимущества изделий из спиральновитых гофрированных труб
    Главные преимущества изделий из спиральновитых гофрированных труб

    Легкость. Технология позволяет изготавливать длинные трубы большого диаметра, которые можно доставлять обычным грузовым транспортом и легко монтировать/демонтировать в любых условиях. Стальные гофрированные трубы можно применять на грунтах с низкой несущей способностью.

  • Устойчивость к деформирующим нагрузкам. Трубы дорожные водопропускные из оцинкованного металла упруги, поэтому «прощают» неравномерную просадку грунта и прочие механические нагрузки в процессе эксплуатации. Кроме того, им не страшны циклы замерзания-оттаивания.
  • Устойчивость к коррозии. Разработаны различные виды полимерного покрытия для оцинкованных изделий, продлевающие срок их эксплуатации до нескольких десятков лет в любых климатических условиях, в том числе при постоянном контакте с грунтовыми водами и атмосферными осадками.
  • Широкий ассортимент. Дорожно-строительным организациям предлагается большой размерный ряд дорожных водопропускных труб, трубы с разной формой поперечного сечения, арочные элементы. Возможность изготовления на заказ изделий на базе трубы/арки, врезка патрубков, люков, заслонок и т.п.