Дорожные водопропускные трубы: железобетон или оцинкованная сталь?
Водопропускные трубы традиционно применяются в дорожном строительстве в тех случаях, когда дорожное полотно (или железнодорожная насыпь) пересекает ручей, небольшую реку или заболоченную местность. Такая труба в среднем встречается через каждые 1–1,5 км отечественной трассы. Водопропускное сооружение также может иметь форму арки, прямоугольника, эллипса в зависимости от условий рельефа, типа грунта и интенсивности водного потока. В последние годы трубы встраиваются в насыпь и с другой целью – в качестве экодуков, чтобы дикие животные могли безопасно пересекать автотрассу или железнодорожные пути.
Виды дорожных водопропускных труб
В большинстве случаев трубы дорожные водопропускные изготавливаются из железобетона. Но у этого решения есть иного минусов: после определенного срока эксплуатации бетонная труба деформируется из-за подвижек грунта, сезонных перепадов температур, механических нагрузок, блуждающих токов и т.д. В некоторых случаях для ремонта требуется вскрытие дорожного полотна и разборка насыпи с последующей заменой трубы, что весьма затратно (и далеко не всегда возможно технически).
В наши дни все большую популярность приобретают спиральновитые гофрированные металлические трубы из оцинкованной стали с полимерным или полимерно-битумным покрытием. Такие изделия обладают большей прочностью, чем железобетонные трубы тех же размеров, а малый вес и упругость позволяют применять их на грунтах с низкой несущей способностью. Устанавливать их проще и намного дешевле, чем железобетонные изделия: не требуется привлекать тяжелую технику, объем земляных работ существенно меньше, а трудозатраты ниже.
Технические характеристики спиральновитых водопропускных труб
Сравнение спиральновитых металлических водопропускных труб с бетонными
Железобетонная труба состоит, как правило, из нескольких звеньев: цельная труба необходимой длины слишком тяжела для транспортировки и монтажа. С помощью тяжелой строительной техники звенья вплотную укладывают на гравийно-песчаную «подушку» в заранее подготовленный котлован, после чего засыпают котлован и продолжают возведение насыпи. В результате усадки грунта и последующих нагрузок звенья трубы часто смещаются друг относительно друга. При серьезных повреждениях требуется частичная или полная замена трубы с остановкой движения на данном участке и с соответствующим объемом земляных работ.
Спиральновитые дорожные водопропускные трубы из оцинкованной стали могут быть длиной свыше 10 метров и диаметром более 3 метров, при этом их легко доставить на место с помощью стандартного грузового транспорта. При малом весе они отлично противостоят механическим нагрузкам благодаря гофрированной поверхности и замковому шву, который по спирали опоясывает всю трубу. Естественные подвижки грунта не приводят к критической деформации таких труб. Диапазон условий, в которых можно использовать спиральновитые гофрированные трубы, значительно шире, чем у железобетонных изделий. Крайний Север, вечная мерзлота, заболоченные и плывущие грунты – гофротрубы отлично зарекомендовали себя везде. Даже при существенных деформациях они продолжают выполнять свою функцию, а при серьезном повреждении насыпи (например, при оползне) провести демонтаж и замену такой трубы несравнимо легче, чем в случае с традиционной железобетонной водопропускной трубой. Также у металлических изделий со специальным полимерным покрытием очень высока устойчивость к коррозии, в том числе под воздействием блуждающих токов.
Задать вопрос про водопропускные трубы
Вторая жизнь водопропускных труб
Дорожные водопропускные спиральновитые металлические трубы нашли еще одно ценное применение: они позволяют ремонтировать аварийные бетонные трубы без разборки полотна и даже без остановки движения. В старую водопропускную трубу вставляют спиральновитую гофрированную чуть меньшего диаметра, а промежуток между трубами заполняют бетоном, предварительно закрыв торцы деревянной опалубкой. Благодаря простоте и дешевизне метода гильзования (так он называется) сотни труб по всей России уже получили вторую жизнь и прослужат еще не один десяток лет.
Аналогичным образом можно ремонтировать подземные переходы, небольшие путепроводы, скотопрогоны, экодуки. Российские производители предлагают спиральновитые трубы разного сечения, а также арочные элементы. Впрочем, пропускными сооружениями ассортимент изделий из гофрированной стали не ограничен: остановочные комплексы, ангары, бункеры, технические кожухи, подземные и наземные емкости различного назначения – все это уже можно увидеть в разных регионах России. Отличные эксплуатационные характеристики всех этих изделий делают их более предпочтительными по сравнению с традиционными железобетонными, особенно в неблагоприятных климатических условиях, где бетон быстро разрушается.
Главные преимущества изделий из спиральновитых гофрированных труб
-
Легкость. Технология позволяет изготавливать длинные трубы большого диаметра, которые можно доставлять обычным грузовым транспортом и легко монтировать/демонтировать в любых условиях. Стальные гофрированные трубы можно применять на грунтах с низкой несущей способностью.
- Устойчивость к деформирующим нагрузкам. Трубы дорожные водопропускные из оцинкованного металла упруги, поэтому «прощают» неравномерную просадку грунта и прочие механические нагрузки в процессе эксплуатации. Кроме того, им не страшны циклы замерзания-оттаивания.
- Устойчивость к коррозии. Разработаны различные виды полимерного покрытия для оцинкованных изделий, продлевающие срок их эксплуатации до нескольких десятков лет в любых климатических условиях, в том числе при постоянном контакте с грунтовыми водами и атмосферными осадками.
- Широкий ассортимент. Дорожно-строительным организациям предлагается большой размерный ряд дорожных водопропускных труб, трубы с разной формой поперечного сечения, арочные элементы. Возможность изготовления на заказ изделий на базе трубы/арки, врезка патрубков, люков, заслонок и т.п.