Гофрированные трубы для дорог и железнодорожных путей
Водопропускные трубы – это гидротехнические сооружения, применяемые при строительстве автомобильных и железных дорог. Трубы закладывают в тело насыпи в тех местах, где дорожное полотно пересекает овраги, балки, русла ручьев и понижения рельефа. Это необходимо для свободного пропуска постоянных (ручьи, малые реки, болота) или временных (талые и ливневые воды) водных потоков. Таким образом сохраняется естественная гидрография местности, предотвращается подтопление и размытие дорожного полотна, обеспечивается нормальный дренаж дорожной насыпи.
Какими бывают водопропускные трубы
- Материал: бетон, железобетон, металл, полимеры;
- Форма поперечного сечения: круглые, прямоугольные, овальные;
- Число труб в сечении водопропускного сооружения: одна, две и более.
В последнее время в дорожном строительстве все более широко используются металлические спиральновитые гофрированные трубы для дороги, которые понемногу вытесняют привычные конструкции из железобетона.
Железобетонные и металлические гофрированные трубы – сравнительная характеристика
Традиционно водопропускные трубы изготавливаются из железобетона – их можно увидеть практически на любой российской автотрассе. Они почти всегда состоят из нескольких звеньев, поскольку вес и хрупкость такого изделия не позволяет доставить и установить цельную трубу необходимого размера. Укладка железобетонных труб требует предварительных геологоразведочных работ: допускаются лишь минимальные подвижки грунта, в противном случае трубы трескаются и разрушаются, их звенья сдвигаются друг относительно друга. На стадии строительства необходимо оценить несущую способность грунта и глубину его сезонного промерзания, отсыпать гравийно-песчаную «подушку» нужной толщины. В случае разрушения железобетонной трубы чаще всего требуется полностью разбирать дорожное полотно и насыпь и производить замену отдельных звеньев или всей трубы целиком.
Более эффективными в технологическом и экономическом отношениях являются спиральновитые гофрированные трубы для дороги, изготовленные из оцинкованной стали (часто с полимерным покрытием). Их производят методом спиральной навивки листовой стали, при этом края листа соединяются в замок. Этот шов, идущий по спирали вокруг готового изделия, придает конструкции дополнительную жесткость. Несмотря на тонкость и легкость, стальные гофрированные трубы лучше выдерживают различные механические нагрузки, чем их железобетонные аналоги. Малый вес позволяет применять гофрированные трубы на таких грунтах, на которых невозможно использование тяжелых железобетонных конструкций. Кроме того, металл гораздо менее чувствителен к деформациям и не трескается при неравномерной усадке грунта.
Гофрированную металлическую трубу для дороги можно доставить до места стандартным грузовым транспортом и установить без использования тяжелой дорожной техники. Ее диаметр может составлять более 3 метров. Водопропускная труба длиной до 10 метров может быть цельной; для получения конструкции большей длины звенья трубы соединяют встык и скрепляют бандажами. Фундамент (песчано-гравийная подушка) для металлического изделия может быть облегченным. В некоторых случаях гофрированные трубы для дороги могут стать альтернативой небольшим однопролетным мостам, что существенно ускоряет и удешевляет процесс строительства. Их также можно применять на нестабильных грунтах и в зоне вечной мерзлоты.
Задать вопрос про трубы для дорог
Гофрированные спиральновитые трубы для дороги: эксплуатационные качества и сфера применения
Выгодной особенностью изделий из оцинкованного металла является их устойчивость к температурным перепадам, циклам замерзания-оттаивания, постоянному контакту с влагой, в том числе атмосферной – всему тому, что в конечном итоге разрушает железобетон. Небольшие деформации в результате неравномерных механических нагрузок не ведут к потере эксплуатационных качеств водопропускных конструкций из гофрированного металла. При крупном повреждении дорожной насыпи произвести демонтаж и замену металлической трубы гораздо легче, чем в случае с традиционной железобетонной трубой.
Если говорить о коррозионной устойчивости, то производители предлагают изделия с дополнительным полимерным покрытием, что увеличивает срок их эксплуатации изделий до нескольких десятков лет даже в условиях Крайнего Севера. Такие трубы хорошо защищены и от коррозии под воздействием блуждающих токов, что очень актуально, если речь идет об электрифицированной железной дороге. Помимо собственно водопропускных сооружений, спиральновитые гофрированные трубы и арочные элементы, изготовленные по той же технологии, могут выполнять функцию небольших путепроводов, подземных переходов, экодуков (коридоров для диких животных) и т.п.
Металлические гофрированные трубы для дороги легко подвергаются обработке. При необходимости можно сделать ответвление, добавить патрубок, технический люк или другой конструктивный элемент. Благодаря этому на базе труб разного диаметра изготавливают различные емкости, в том числе подземной установки: это могут быть цистерны для воды или других жидкостей, кессоны, небольшие бункеры и ангары. Такие изделия отличаются прочностью и легкостью, поэтому при необходимости их можно перевозить с места на место и устанавливать на облегченный фундамент, а в некоторых случаях обходиться и без него.
Технические характеристики спиральновитых гофрированных труб для дорог
Экономический эффект использования спиральновитых гофрированных труб для дорог
Экономия средств при использовании металлических гофрированных изделий вместо железобетонных достигается на всех этапах жизненного цикла.
- Доставка и монтаж. Металлические трубы весят в несколько раз меньше железобетонных, что позволяет использовать более легкую дорожную технику и экономит ГСМ. Легкость установки даже на проблемных грунтах существенно снижает временные затраты при строительстве.
- Эксплуатация и обслуживание. Гофрированные спиральновитые трубы для дороги лучше выдерживают нагрузки разных видов и не подвержены коррозии, благодаря чему десятилетиями служат без ремонта, в том числе при неблагоприятных климатических условиях.
- Демонтаж и утилизация. В случае серьезного повреждения дорожного полотна остатки металлической трубы легко извлекаются стандартной техникой и могут быть отправлены на вторичную переработку.