Прокладка металлических спиральновитых труб для обустройства водопропускных сооружений
Прокладка водопропускных труб под дорогами необходима для того, чтобы обеспечить нормальное прохождение воды через насыпь автомобильной или железной дороги. Это могут быть постоянные русла небольших рек и ручьёв, потоки талых и ливневых вод, болота. При планировании дорожного строительства специалисты изучают гидрогеологические условия местности (с учётом сезонности). По итогам изысканий и с учётом требований нормативных документов проектировщики принимают решение, где и какие водопропускные сооружения должны быть установлены в процессе строительства дороги.
Традиционно для прокладки труб под дорогами используют железобетонные конструкции. Их эксплуатационные свойства хорошо изучены, они выпускаются предприятиями по всей стране, их себестоимость невысока. Но есть у железобетона и свои минусы: он трескается от механических нагрузок и температурных перепадов, он подвержен коррозии (особенно под воздействием блуждающих токов), его разрушают микроорганизмы. Железобетонные трубы, которые находятся в постоянном контакте с водой, необходимо обрабатывать водоотталкивающими составами, а при наличии трещин требуется ремонт.
Трубы спиральновитые металлические – новая эра дорожного строительства
В настоящие дни в дорожном строительстве массово используют новые материалы и технологии, благодаря которым качество дорог стало лучше, а возможности строительства существенно расширились. Прогресс коснулся и прокладки водопропускных труб под дорогами: появились спиральновитые металлические гофрированные трубы (СВМГТ), которые понемногу вытесняют железобетонные. Гофротрубы выглядят «несерьёзно» по сравнению с привычными бетонными трубами – они тонкие и лёгкие. Но результаты многочисленных испытаний и многолетний стаж эксплуатации на дорогах всего мира подтверждают отличные характеристики этих изделий. Несущая способность СВМГТ выше, чем у их бетонных аналогов.
Трубы спиральновитые металлические изготавливают из гофрированного стального оцинкованного листа. Полоса металла навивается спиралью, при этом края листа соединяются фальцем. Таким образом при сравнительно небольшой толщине металла достигается высокая прочность изделия и устойчивость к механическим нагрузкам разных типов. Дополнительное полимерное или полимерно-битумное покрытие защищает от коррозии при контакте с почвенной и атмосферной влагой, а также при воздействии блуждающих токов. Сталь с дополнительным покрытием не страдает от перепадов температур, высокой влажности и плесневых грибков. В итоге срок эксплуатации СВМГТ в 2–3 раза выше, чем у железобетонных труб.
Технические характеристики спиральновитых гофрированных металлических дорожных труб
Технология прокладки спиральновитых труб под дорогами
В «классическом» варианте монтаж водопропускных сооружений из железобетона требует обустройства гравийной подушки или фундамента из бетонных блоков (зависит от гидрогеологических условий и параметров трубы). Сама труба состоит из нескольких тяжёлых звеньев, для укладки которых требуется привлекать тяжёлую дорожную технику. Необходимо обеспечить правильную стыковку звеньев, обеспечить гидроизоляцию трубы и т.д.
Укладка лёгких металлических гофрированных труб осуществляется значительно проще. Их можно привезти обычным грузовым транспортом и прямо «с колёс» уложить в траншею на песчано-гравийную подушку, а в некоторых случаях – прямо на грунт. Предприятия производят водопропускные трубы из гофрометалла длиной до 10–12 м. Когда необходима труба большей длины, отдельные звенья соединяют гофрированными бандажами с помощью хомутов. Если временное осушение места работ невозможно, СВГМТ укладывают прямо в воду на усиленное песчано-гравийное основание. Такой способ прокладки труб под дорогами существенно экономит время и средства, а в дальнейшем уменьшает расходы на содержание водопропускных сооружений, т.к. гофрированные трубы необходимо лишь периодически осматривать и очищать от мусора.
Задать вопрос про технологию прокладки труб под дорогой
Как оформляются оголовки водопропускной спиральновитой трубы из гофрометалла
Один из важных моментов, на который следует обратить внимание при прокладке спиральновитых труб под дорогами – это правильный монтаж и оформление торцов трубы, выходящих по обе стороны насыпи. В большинстве случаев оголовочные части водопропускной трубы либо имеют простой срез перпендикулярно оси, либо косой срез. Под оголовками обустраивают усиленную гравийно-песчаную подушку с противофильтрационным экраном из листовой оцинкованной стали (см. схему). В зависимости от конкретных условий насыпь в районе выхода оголовков может быть укреплена габионами и геотекстилем для предотвращения осыпания грунта и засорения просвета трубы. Другой вариант оформления торцов трубы – бетонные оголовки различной конструкции. Тип оголовка зависит от интенсивности водного потока и гидрогеологических особенностей местности.
Использование современных технологий прокладки водопропускных труб под дорогами даёт следующие преимущества:
- Сокращение трудозатрат и ускорение темпов строительства;
- Экономия ГСМ, возможность работы без привлечения тяжёлой дорожной техники;
- Быстрый монтаж труб на проблемных грунтах;
- Возможность проведения монтажных работ при отрицательных температурах;
- Высокая устойчивость водопропускных сооружений из спиральновитых металлических труб к неравномерным механическим нагрузкам и коррозии;
- Минимизация затрат на обслуживание и ремонт водопропускных сооружений;
- Лёгкий демонтаж гофротрубы по завершении срока эксплуатации (или при серьёзном повреждении дорожного полотна).