Спиральновитые гофрированные металлические трубы: строим по-новому
Спиральновитые гофрированные трубы произвели настоящую мини-революцию в дорожном строительстве. Как известно, строительство автомобильных дорог и железнодорожных путей требует обустройства водопропускных сооружений, тоннелей, путепроводов и т.д. Чаще всего для этого используются железобетонные конструкции – трубы и арки. Их монтаж подразумевает большой объём земляных работ, применение тяжёлой техники и пр., а если проект подразумевает множество таких сооружений (например, в заболоченной местности), то это ведёт к значительному удорожанию сметы и затягиванию сроков строительства.
Есть у железобетонных изделий и ещё один крупный недостаток: они деформируются и трескаются под воздействием рабочих нагрузок, сезонных смещений грунта и перепадов температур. Ремонт обходится в солидную сумму; кроме того, он подразумевает остановку движения по данному участку дороги, разборку полотна и насыпи и ремонтные работы в течение как минимум нескольких дней – а это возможно далеко не всегда.
Решением этой проблемы стало применение спиральновитых гофрированных труб (СВМГТ) – лёгких и прочных металлических изделий, значительно упрощающих (и удешевляющих) процесс строительства и ремонта водопропускных сооружений и небольших путепроводов. Их получают методом формовки и спиральной навивки листовой оцинкованной стали. Края листа соединяются надёжным замковым швом, который придает дополнительную прочность спиральновитым трубам. Полученные таким образом гофрированные трубы диаметром до 3,6 м и длиной до 13,5 м уже много лет успешно применяются в строительстве автомобильных и железнодорожных путей. СВМГТ позволяют, например, в кратчайшие сроки проводить ремонт водопропускных труб без остановки транспортного движения: в аварийную бетонную трубу вставляется гофрированная труба меньшего диаметра, а пространство между ними заполняется бетоном.
Особенности спиральновитых гофрированных труб
-
Малый вес. СВМГТ весит в разы меньше, чем «классическая» бетонная труба тех же размеров. Это означает, что при транспортировке и монтаже потребуется гораздо меньше техники, ГСМ и пр. Гофрированные трубы создают минимальное давление на грунт, следовательно, их можно применять на грунтах со слабой несущей способностью.
- Устойчивость к деформирующим нагрузкам. Тонкость и лёгкость СВМГТ сочетаются с отличными эксплуатационно-техническими характеристиками. Необходимую прочность обеспечивает не только гофрированная поверхность, но и замковый шов, идущий по спирали и придающий трубе дополнительную жёсткость. Упругие спиральновитые металлические гофрированные трубы переносят неравномерную просадку грунта гораздо лучше, чем железобетонные изделия.
- Коррозионная устойчивость. Спиральновитые гофрированные трубы производятся из оцинкованной стали. В зависимости от будущих условий эксплуатации трубы дополнительно покрывают полимерным либо полимерно-битумным составом, который обеспечивает надёжную защиту изделия в течение всего срока эксплуатации. Блуждающие токи также не приводят к коррозии гофротруб с полимерным покрытием.
- Возможность применения в любых климатических условиях. Сталь с полимерным покрытием не разрушается от перепадов температур, постоянного контакта с влагой, циклов замерзания-оттаивания, сезонных подвижек грунта. Спиральновитые трубы с дополнительным покрытием не требуют дополнительной гидроизоляции.
-
Широкая сфера применения. СВМГТ могут использоваться не только в сфере дорожного строительства. Гофрированные трубы различного диаметра – это кессоны и дренажные колодцы, канализации и ливнестоки, бункеры, несъёмные опалубки, кабельные и вентиляционные каналы, кожухи и ангары, резервуары различного назначения. Постоянный контакт с грунтом, грунтовыми водами и атмосферной влагой не влияет на прочность и долговечность конструкции.
- Ещё одно крайне важное качество спиральновитых гофрированных труб – их экологичность. При минимальном вмешательстве в природную среду они обеспечивают долговременную и безопасную эксплуатацию мостов, тоннелей, прилегающих участков дорожного полотна и т.д. Монтаж СВМГТ не требует тяжёлой техники и большого объёма земляных работ, что сохраняет почвенный покров и естественные русла ручьёв и рек. Кроме того, гофротрубы отлично подходят для обустройства экодуков (экологические коридоры для прохода диких животных).
Технические характеристики СВМГТ
Монтаж СВМГТ
Спиральновитые гофрированные трубы доставляются к месту проведения работ обычным грузовым транспортом. Длина гофротрубы практически ничем не ограничена: при необходимости звенья стыкуются друг с другом и скрепляются бандажами – полукольцами той же трубы, которые соединяются болтовой стяжкой. Трубы укладываются на гравийно-песчаную «подушку», после чего пространство между трубой и котлованом засыпается послойно с уплотнением каждого слоя лёгким вибрационным оборудованием. Изделие имеет сложный рельеф поверхности, поэтому очень важно, чтобы все пустоты вблизи гофрированной трубы были заполнены. Когда слой грунта над трубой достигнет как минимум 0,5 м, можно продолжать сооружение насыпи согласно стандартным технологиям. При монтаже допускаются сдвиги и деформации трубы в пределах 3%.
Спиральновитые гофрированные трубы и не только
Технология СВМГТ позволяет производить не только спиральновитые гофрированные трубы различного диаметра, но и изделия с незамкнутым контуром. Так, гофрированные арки могут использоваться для строительства подземных пешеходных переходов, тоннелей и скотопрогонов, для изготовления малых архитектурных форм – остановочных комплексов, навесов и т.п. Эти лёгкие конструкции можно устанавливать на нестабильных грунтах, в т.ч. в зоне вечной мерзлоты, не опасаясь их деформации или разрушения. Сечение гофрированных изделий необязательно должно представлять собой окружность или её часть: возможно эллиптическое, параболическое либо более сложное сечение.
Металлические спиральновитые гофрированные трубы – оптимальное технологическое решение для целого ряда инженерных задач в сфере дорожного строительства. Их применение сокращает издержки на всём этапе жизненного цикла, ускоряет темпы строительных работ, продлевает срок эксплуатации водопропускных сооружений и позволяет ремонтировать их без разборки дорожного полотна. Кроме того, СВМГТ уменьшают нагрузку на экосистемы.