Водопропускные цельновитые трубы для железнодорожных и автомобильных дорог

Водопропускные цельновитые трубы для железнодорожных и автомобильных дорог
Водопропускные цельновитые трубы для железнодорожных и автомобильных дорог

Трубы под железнодорожными путями (или под автотрассой) прокладывают в следующих случаях:

  • Если дорожная насыпь пересекает русло небольшой реки или ручья;
  • Если дорожная насыпь пересекает овраг или ложбину, где скапливаются талые или ливневые воды;
  • Если требуется обустройство путепровода, скотопрогона, экодука и пр.

В течение многих десятилетий для этого использовались железобетонные изделия – трубы различных диаметров. Они просты в производстве и надежны в эксплуатации, но у них есть и свои ограничения – в частности, ж/б трубы крайне сложно использовать на слабых грунтах. Бетонная труба сама по себе тяжела, а ее монтаж требует фундамента. Кроме того, при неравномерной просадке грунта и переменных механических нагрузках бетон трескается, а кольца, из которых состоит труба, смещаются. Бетон подвержен влагонасыщению, и вследствие циклов замерзания-оттаивания происходит его постепенное разрушение. Для продления срока эксплуатации трубу в процессе монтажа обрабатывают гидроизоляционным покрытием, которое нужно периодически обновлять.

Металлические гофрированные трубы под железнодорожными путями и автотрассами

Металлические гофрированные трубы под железнодорожными путями и автотрассами
Металлические гофрированные трубы под железнодорожными путями и автотрассами

В настоящее время строительные организации переходят на гофрированные металлические цельновитые трубы, которые обладают высокой прочностью. Их изготавливают из спирально свернутого оцинкованного стального листа, края которого соединяются фальцевым швом. Монтаж такой трубы под железнодорожными путями – процесс значительно более простой и быстрый, чем в случае применения железобетонных изделий, а срок эксплуатации гофротрубы составляет 50–80 лет, то есть в 2–3 раза дольше.

Одно из главных преимуществ гофрированных труб – легкость: их доставка и монтаж не требуют применения тяжелой техники. В большинстве случаев трубу можно укладывать непосредственно в подготовленный котлован на гравийно-песчаную подушку и сразу производить засыпку. Допускается даже монтаж без предварительного осушения места проведения работ, когда труба укладывается прямо в воду. Дополнительная гидроизоляция также не требуется. Оголовки, как правило, оформляются в виде прямого или косого среза, под ними устанавливаются противофильтрационные экраны. При необходимости насыпь в районе выхода оголовков укрепляется бетонными или габионными конструкциями.

Технические характеристики цельновитых водопропускных труб

Цельновитые металлические трубы в процессе эксплуатации

Помимо удобства доставки и установки, водопропускные цельновитые трубы показали свои преимущества и в процессе эксплуатации.

  • Стальные изделия, в отличие от бетонных, обладают упругостью. Благодаря этому гофрированные трубы под железнодорожными путями не разрушаются от неравномерной просадки грунта и от переменных механических нагрузок при прохождении транспорта по путям. Возможно использование на пучинистых и мерзлотных грунтах.
  • Перепады температур, контакт с водой, плесневые грибки – все эти факторы способствуют разрушению железобетонных изделий, особенно в суровых климатических условиях. В отличие от них, цельновитые металлические трубы можно в течение многих десятилетий эксплуатировать в самых неблагоприятных условиях без ремонта.
  • Небольшие повреждения (вмятины и пр.) не сказываются на эксплуатационных качествах гофрированной трубы и не требуют ремонта. Допускаются прогибы изделия в пределах нескольких процентов.
  • Блуждающие токи часто являются причиной преждевременной коррозии железобетонных изделий, в том числе водопропускных труб. Водопропускные цельновитые трубы с полимерным покрытием устойчивы к блуждающим токам, которые нередко возникают на электрифицированных железных дорогах.
  • Обслуживание труб под железнодорожными путями сводится к их периодическому осмотру и (при необходимости) очистке от крупного мусора.
  • Демонтаж отслужившей гофрированной трубы, как и монтаж, не представляет технологических сложностей и производится в кратчайшие сроки без привлечения тяжелой дорожной техники.

Задать вопрос про цельновитые металлические трубы

Водопропускные цельновитые трубы отечественного производства

Водопропускные цельновитые трубы отечественного производства
Водопропускные цельновитые трубы отечественного производства

Предприятие «ДорГеоТех» (Санкт-Петербург) имеет собственное производство гофрированных цельновитых труб с тремя видами покрытий. Широкий размерный ряд изделий – внутренний диаметр от 0,3 до 3,6 м – позволяет применять их в различном качестве: для прокладки водопропускных труб под железнодорожными путями и автотрассами, обустройства путепроводов, кабельных коллекторов, канализаций, смотровых колодцев, кессонов и пр. Гофротрубы также применяют для ремонта аварийных железобетонных труб методом гильзования. Трубы доставляются обычным грузовым транспортом на место проведения работ и могут укладываться в котлован прямо «с колес», без предварительного складирования.

Длина изделий может достигать 13,5 м, благодаря этому водопропускные трубы под железнодорожными путями можно укладывать одним звеном (для сравнения: максимальная длина звена железобетонной трубы – 5 метров). Если требуется труба большей длины, звенья укладывают встык и скрепляют бандажами – полукольцами той же трубы, соединяемыми с помощью хомутов на шпильках. Также предприятие производит геотекстиль и габионы, которые часто применяются при монтаже гофрированных труб.

Применение водопропускных цельновитых труб в дорожном строительстве значительно сокращает сроки проведения работ и снижает общие расходы.